В результате комплексных мероприятий в Киеве задержан руководитель одного из Главных управлений Минобороны, который причастен к сделке.

По данным следствия, чиновник Минобороны в декабре прошлого года подписал соглашение с компанией-спецэкспортером на приобретение оптовой партии артиллерийских снарядов для украинских защитников. Но тогда бюджетные средства не были переведены на счета спецэкспортера.

Позже новосозданное Агентство оборонных закупок, возглавляемое Владимиром Пикузо, заключило более выгодный контракт на поставку этих же артснарядов с этим же производителем.

Новый договор в отличие от предыдущего предусматривал приобретение боеприпасов без посредников, напрямую от производителя, что существенно сокращало сроки поставки продукции и уменьшало ее стоимость.

“Однако фигурант, пренебрегая контрактом Агентства оборонных закупок, безосновательно продлил действие предыдущего соглашения с предприятием-спецэкспортером. Более того, после пролонгации “старого” договора на счета аффилированной иностранной фирмы-посредника было перечислено почти 1,5 млрд грн. Эта сумма на 30 % превысила стоимость продукции по прямому договору с производителем”, – говорится в сообщении.

Если быть точным, то Пикузо законтрактовал за 2 тысячи у.е., а управление боеприпасов, возглавляемое Александром Нагорским, за – 3 тысячи.

Возможно, вам эта история покажется победной. Но, к сожалению, до победы там еще далеко.

Потому что главным фигурантом этой истории является польская компания-посредник Alfa, на которую уже была выведена куча денег. А ключевые игроки до сих пор не наказаны.

Вернемся к началу войны. Апрель 2022 года. Украина только оправляется от новостей о зверствах россиян в Буче. Украинские войска ведут ожесточенные бои в Донецкой области. Оружия не хватает. Не хватает амуниции. Их ищут повсюду. В это время Министерство обороны получает предложения от польской компании “Alfa”, которая ранее не была известна как поставщик оружия, и ее контрактуют на более чем 3 миллиарда гривен. Большинство из этих контрактов через полтора года так и не будут выполнены.

Согласно ответу профильного департамента на запрос общественного антикоррупционного совета Минобороны этой компанией было с начала полномасштабного вторжения заключено 12 сделок, часть которых (5) сейчас оспаривается в международных судах. Причиной этого стала дебиторская задолженность на 1,7 миллиарда.

Кроме того, через эту же компанию закупались соответствующие снаряды и компанией “Прогресс”.

И в процессе получилось, что польская компания передумала выполнять свои контракты и разорвала соглашение, но продолжила поставлять “Прогрессу”.

22 апреля 2022 года с “Alfa Sp z.o.o.” МО заключило три договора на сумму около 3,3 миллиарда гривен (почти 64,4 миллиона евро). По каждому из них польская компания получила по 50 % аванса. Речь шла о поставках нескольких самоходных гаубиц “Гвоздика”, 122-мм боеприпасов к гаубице Д-30 и 122-мм ракет к “Граду”.

В частности, 22 апреля подписан договор 403/1/22/136 на поставку боеприпасов калибра 122 мм с пониженным зарядом к гаубице Д-30. По цене 759 евро.

В письме предложения на министра Резникова и главкома Валерия Залужного компания выражала готовность поставить 10 тысяч боеприпасов с пониженным зарядом за 759 евро. И еще 10 тысяч с полным зарядом за 890 евро.

Такое же количество товара зафиксировано и первым приложением к договору. Это же количество соответствует общей сумме контракта на 16,4 млн евро. До мая 2022 года МО сделало 100 % оплату по этому контракту.

Впрочем контракт так и не был выполнен полностью. Дополнительным соглашением к контракту от 31.12.2022 в него внесены изменения и компания оставила за собой обязанность поставить лишь 2048 боеприпасов с пониженным зарядом на 1,5 млн евро.

Но при этом она не вернула ранее перечисленные средства. Должна была бы вернуть 15 миллионов евро.

В то же время 27 апреля Минобороны так же заключило контракт с ГП “СЗТФ “Прогресс” на поставку 20 000 122 мм боеприпасов с полным зарядом. При этом цена за единицу составляла в первых 11 партиях (всего 16 928 единиц) в среднем 38 765,42 грн, то есть где-то 1000 евро. А в партиях, начиная с 12-й, цена за единицу уже составляет 57 997 грн. Это в 1,3 раза больше, чем цена первых поставок “Прогресса” и составляет около 1 560 евро. И это в 1,7 раза больше, чем цена от “Alfa Sp z.o.o.”.

При этом, с самого начала “Alfa” была достаточно проблемным поставщиком.

Чего стоит только история, которую описала Украинская правда.

11 апреля 2022 года Минобороны заключает крупный контракт на поставку 20 тысяч баллистических шлемов, 20 тысяч бронежилетов и 40 тысяч бронеплит к ним. Сумма сделки – 24,5 миллиона евро со 100-процентной предоплатой.

Такую предоплату делают при поставке в 2 месяца. Польская компания сроки сорвала, но товар все же доставила. Правда, с нюансом – 11 тысяч шлемов вернули как непригодные, а еще 5 тысяч так и остались на складе, не принятые на баланс ВСУ.

С такими нарушениями польская компания еще и хочет деньгами по этому контракту перекрыться за другой. Тоже не выполненный.

Как уже упоминалось, у “Alfa” есть на сегодня минимум 5 проблемных контрактов.

1 июня 2023 года Министерство было вынуждено начать претензионно-исковую работу против компании.

В середине сентября департамент юробеспечения Минобороны пишет докладную на тогда еще заместителя министра Дениса Шарапова, где указывает, что в рамках проведенных переговоров с компанией “Alfa” ее руководитель Петр Сапежинский заявил, что компания готова осуществить (через год) поставку по 206 контракту в полном объеме, если Минобороны откажется от штрафных санкций по этому договору. Кроме того, он сообщил, что “Alfa” ждет, когда Минобороны заберет со склада в Варшаве шлемы, потому что именно МО, а не польская компания должна вести их в Украину.

При этом компания должна выставить Минобороны счет за убытки из-за хранения шлемов на складе.

То есть, компания дважды не выполнила контракт и еще хочет получить возмещение.

До 20 сентября украинская сторона – Минобороны и Минюст должны были согласовать позицию по штрафным санкциям в отношении компании.

Но дальше этого дело не пошло – и Украина до сих пор не имеет ни боеприпасов, ни шлемов, хотя, очевидно, могла их взять у других компаний.

Как стало известно из собственных источников, по состоянию на 14 сентября дебиторка “Alfa” составляла 0,9 млрд грн, “Прогресса” – 2,7 млрд грн. Поскольку выполнения контрактов нет, то, скорее всего, министерство просто продлило компаниям сроки выполнения, как оно часто поступает в таких случаях.

Что известно о польской компании “Alfa”?

“Alfa” была основана как общество с ограниченной ответственностью еще в 2005 году. Ничего о торговле оружием этой компанией неизвестно.

Разве что в 2015 году компания упоминается в СМИ, когда ее директор Петр Сапежинский в интервью влиятельному польскому изданию “Polityka” рассказывает, как его компания выигрывает тендеры на утилизацию списанных кораблей военно-морских сил Польши.

В 2021-м “Alfa” заработала 7,4 миллиона злотых (около 1,8 миллиона евро). А вот финансовой отчетности за 2022 год, когда компания Сапежинского подписала контракты с МО на сотни миллионов евро, “Alfa” не подала.

Зато за первое полугодие 2023 года фирма уже 4 раза меняла данные о себе в реестрах, что может быть способом оттянуть представление отчетности и вообще, как говорят польские юристы, с которыми общался автор, может быть маркером коррупции.

Нынешний офис “Alfa” размещен хоть и в центре Варшавы, но в довольно неприметном офисном помещении среди жилых домов. И конечно же, компания там физически не находится.

После предварительного исследования удалось установить, что Петр Сапежинский владеет еще одной компанией, которая, как представляется, занимается торговлей оружием и боеприпасами, но проверить вопрос лицензирования проблематично из-за того, что Министерство обороны прекратило предоставлять перечень субъектов, имеющих разрешения на торговлю оружием, в течение последних двух лет.

Кроме того, Петр Сапежинский связан с бывшим украинским парламентарием Сергеем Мартыняком, владельцем компании Risters sp. z o.o., о котором некоторое время публиковались статьи в польских СМИ в контексте вмешательства нынешнего министра спорта в прокуратуру от его имени. Петр Сапежинский сейчас является ликвидатором компании, связанной с господином Мартыняком, а в прошлом был членом ее совета директоров.

Но значительно интереснее, почему Минобороны упорно подписывало контракты с компанией, которая их не выполняла.

Как писала УП, сделки с поляками в “Прогрессе” курировал и курирует заместитель директора и бывший заместитель министра обороны Александр Миронюк. Тот самый, который проходит по делу о бракованных турецких бронежилетах и в диване которого нашли миллионы гривен, которые Миронюк объяснил как деньги от 86-летней ФЛП.

86-летняя ФЛП не просто успешная бизнесвумен, но еще связана с компанией производителем снайперских винтовок ХАДО. Но это все, вероятно, случайное совпадение.

На посту в Минобороны, в период 2020-2021 годов, Александр Миронюк отметился несколькими громкими скандалами, один из которых – закупка 140 минометов 120 мм калибра ЕМ-120 производства болгарской компании “EMCO”. Тогда украинские производители предлагали минометы в коридоре цен от 500 до 600 тысяч гривен за единицу, но выбор МОУ упал именно на миномет болгарского производителя по цене в 931 тысячу гривен. Только на закупке 140 минометов государство переплатило около 46 миллионов гривен.

В марте 2021 года с Миронюком произошел еще один громкий скандал – нардепы “Европейской Солидарности” обнаружили завышение цен на закупки 100 мм выстрелов к противотанковой пушке МТ-12 “Рапира”.

В то же время, несколько месяцев назад депутаты сейма Польши обратились в Министерство обороны страны относительно деятельности компании “Alfa” в Украине и того, что она не выполнила свои обязательства по контрактам.

Но есть также вопрос, к украинским чиновникам – только ли обыски от СБУ и перспектива сесть на 10 лет будет останавливать их от подписания контрактов с фирмами-прокладками? И остановятся ли украинские правоохранители только на чиновнике МО? Потому что, конечно, устав компании-специмпортера предусматривает заработок компании. Но беда в том, что Украина – не Кувейт и не Оман.

Нефтедолларов у нас нет. А за каждый такой контракт мы платим жизнью лучших на фронте.